А куда денешься, если через Неву нет ни одного моста?
9 июня 2022 г. исполняется 350 лет со дня рождения Петра I. В честь этого события предлагаем вам вспомнить о некоторых делах великого российского императора — а именно о тех, что связаны с морем, лодками и греблей. У Петра I на этот счет было много блестящих идей, правда, приходилось идти на хитрости, чтобы их реализовать...
То бороду сбрить, то под парусом ходить
300 лет назад жители Санкт-Петербурга чуть ли не каждый день узнавали о новых указах императора. За месяц он подписывал по 50 штук и добавлял подданным все больше задачек. То бороду сбрить, то в европейское платье переодеться. А в июле 1710 года Петр I повелел, «чтобы всех чинов люди, которые в Петербурге обретаются, во время ветра ездили Невою-рекою на судах парусами».
Идея хороша да только где взять такие суда? У жителей в то время не то что парусных, даже весельных лодок — по пальцам пересчитать. Трудно было Петру при таких вводных превратить город в морской порт.
Бесплатно и навечно, но с одним условием…
Будущая столица вся была изрезана притоками Невы и каналами, однако великий государь не торопился строить мосты. Точнее, он специально отказался от них, чтобы петербуржцам приходилось перебираться с берега на берег по воде.
А чтобы было, на чем перебираться, в начале 1718 года на берегу Фонтанки, напротив Летнего сада, соорудили Партикулярную верфь. Там начали строить яхты, одномачтовые буеры, небольшие ялики и весельные лодки. Из казны потратили на эти цели 125 000 рублей — гигантскую по тем временам сумму.
Петр I на верфи
Дальше — больше. 12 апреля Петр подписал бумагу, которую историки называют «Указом о Потомственном Невском флоте». Богатым или, как тогда говорили, «достаточным» жителям Петербурга раздали «безденежно в вечное потомственное владение» 141 новенькое судно. С одним условием: владельцы должны были сами чинить их и по износу строить другие. Все эти суда составляли так называемый «Невский или буерный флот», но построить лодки и подарить их приближенным — полдела. Нужно заставить пользоваться!
Не хочешь веселиться? Плати штраф
Однажды теплым воскресным утром в Петербурге раздался пушечный выстрел. Он означал, что на Неве стартуют «экзерциции» — тренировки на воде. Согласно Указу государя, все владельцы судов каждое воскресенье должны были упражняться в управлении парусами и маневрировании. В июне — по 4 часа, в июле — по 3 с половиной, в августе — по 3, в сентябре — по 2 с половиной, а в октябре — по 2 часа.
Прогульщикам выписывали штрафы. И не маленькие! На первый раз изволь заплатить 3 рубля, за второй пропуск — 6 рублей, за третий — 9 и так далее. В общем, дешевле явиться.
Вниз по Неве
Учения называли «водяными ассамблеями». По возможности в них участвовал и сам Пётр вместе со своей супругой Екатериной. Император говорил, что эти мероприятия нужны «для увеселения народа, наипаче же для лучшего обучения и искусства по водам и смелости в плавании». За такими словами стоит грандиозная задумка: ввести сухопутную Россию в ряд морских держав.
Как бал-маскарад, только лучше!
Участники ассамблей брали на борт дам и музыкантов, палили из пушек, украшали судна флагами. На некоторых лодках закрепляли качели. В таком виде флот проходил по Неве в Екатерингоф или к острову Котлин. Там все выходили на берег, ужинали, гуляли по рощам, а затем возвращались в город.
Более того, Петр I частенько устраивал праздники на воде — морские гуляния. Ни одно важное событие в столице не обходилось без участия Невского флота, будь то перенос мощей Александра Невского или закладка крепости Кронштадт.
Шли годы, жители привыкли к водным ассамблеям и освоили новые навыки. Кроме того, совместное времяпрепровождение объединило сподвижников Петра.
Перенос мощей Александра Невского
Реинкарнация для аристократов
Невский флот просуществовал до 1770 года и стал прообразом возникших позже яхт-клубов. В те годы такого понятия не было, но по сути, это был именно яхт-клуб — со своим уставом, флагом, форменной одеждой для экипажа и так далее.
В 1846 году Невский флот возродился, но уже в другом формате и качестве. Николай I утвердил Устав Санкт-Петербургского императорского яхт-клуба. Инициатива принадлежала князю Лобанову-Ростовскому, чей предок был членом Невского флота. Состоять в яхт-клубе было престижно, допускались туда только дворяне. А что же насчет простых людей?
Моряк на все руки
В 1858 году жители северной столицы организовали первый гребной клуб для всех, а не только для аристократов. Если точнее, это был кружок любителей гребли, который назывался «Моряк на все руки». В 1860 году кружок получил официальный устав и был переименован в Санкт-Петербургский речной яхт-клуб.
Именно он стал родоначальником гребного спорта сначала в Петербурге, потом и в России. Были разработаны первые правила ведения гонок, установлена длина дистанции для соревнований, появились протоколы результатов гонок. Члены клуба осваивали греблю на академических, народных судах и на байдарках. Раз в год они проводили соревнования на Неве и в дельте на Средней Невке.
Петербургский речной яхт-клуб
Первые гонки на байдарках
Первые гонки состоялись 31 июля 1860 года. С этой даты началась история гребли в России, а Петербург стал столицей этого вида спорта. На воду вышли перевозчики и матросы на шлюпках с двумя, тремя и четырьмя сиденьями, а также любители гребли на «байдарках».
Правда, те байдарки сильно отличались от нынешних. Грести надо было длинным веслом, сидя на возвышении. 400 саженей (731 м) с двумя поворотами — такую дистанцию победитель гонки преодолел за 7.59 минут.
В 1871 году на старт вышли уже другие лодки — деревянные байдарки клинкерной постройки, и это были первые в России настоящие соревнования на байдарках. Участвовали в них только мужчины, а женщины получили такое право только спустя четыре года.
Теперь все вместе
Соревнования между командами городов в то время почти не проводились, но гребля на байдарках и каноэ все равно развивалась. Так, в 1867 году открылся Московский речной яхт-клуб «Стрелка». В 1892 году провели первое первенство России, победителем которого стал москвич Сергей Шустов. Он прошел 690 саженей (1261 м) за 6.30 минут.
Московский речной яхт-клуб «Стрелка»
Долгое время центрами гребного спорта России оставались Петербург и Москва. И только в 1908 году был организован Всероссийский союз гребных обществ, который объединил московский и питерский клубы, а также большинство гребных обществ Поволжья и других городов.
С днем рождения, Великий
Вот так увлечение Петра I морским делом впиталось в жителей страны, прошло через века, трансформировалось и положило начало гребному спорту, каким мы знаем его сейчас. В честь дня рождения государя в Санкт-Петербурге ежегодно проводится Петровский гребной марафон — праздничное историко-культурно-спортивное мероприятие.
Гребцы преодолевают расстояние от Ладожского озера по Неве до Петропавловской крепости, а это 68 км. Для кого чересчур, идут на 40 км или 6 км. Участвовать можно всем, кому исполнилось 16 лет. Допускаются все классы гребных судов и даже самодельные суда без класса…
Марафон является крупнейшим в России: полторы тысячи человек приезжают на мероприятие со всей страны. Пожалуй, такой «водной ассамблеей» именинник точно остался бы доволен.
КаноэСпорт.