Большое интервью с трёхкратным олимпийским чемпионом - только на КаноэСпорт.
На часах пять утра. Кнут лежит в кровати в скромно обставленной комнате. Его глаза открыты, исчезают последние остатки сна. Волнение внутри постепенно нарастает и чувствуется в каждой клетке тела. Да, сегодня особенный день. Сегодня он исполнит свою давнюю мечту. Кнут садится в кровати. Глубокий вдох, и вот он уже готов сделать решающий шаг к своей мечте.
Сегодня все как-то иначе. Даже у завтрака другой вкус. Но Кнут должен его доесть. Сегодня телу нужна энергия. Много энергии. В подготовке не должно быть ни малейшего изъяна. Кнут и командный врач Сигурд Эк вот уже неделю неразлучны. Они одновременно встают, вместе завтракают и вместе ходят на тренировки. Кнут знает, что Сигурд – профессионал и ему можно полностью довериться. Адреналин бьет через край, но Кнут внешне спокоен. По дороге он не проронил ни слова. Все его сознание нацелено на одно решающее мгновение.
Байдарка с плеском опускается на воду. Это Struer Cleaver X. Лакированные деревянные бока блестят на солнце. Менеджер национальной команды Гейр Квиллум и тренер Харальд Амундсен дают последние указания. Однако Кнут уже их не слышит. Теперь для него во всем мире существуют только четыре вещи: он сам, его лодка, весло и вода. И сегодня они громко заявят о себе.
Кнут тщательно разминается – плавные движения веслом чередуются с резкими рывками. Будущий чемпион должен и разминаться по-чемпионски. Сегодня он – один из девяти лучших гребцов мира. Среди них австралиец Клинт Робинсон, чемпион 1992 года, итальянец Бениамино Бономи и немец Лутц Ливовски. И вот все они собираются у стартовой линии.
Наверняка каждый из них приберег в рукаве по козырю для финальной гонки? Однако Кнута это не заботит, он сконцентрирован только на себе. Только на своей собственной силе, технике, выносливости, решительности и на том последнем сверхусилии, когда тело уже кричит от боли.
Тишина стоит полная. Словно масло ножом, её режут резкие команды судьи. На воде практически полный штиль, только легкий попутный ветер гонит рябь по воде. Кнут в шестой полосе, сосредоточенно смотрит вперед. Перед ним изогнутая дистанция в 1000 метров. Весла в воду. Приготовиться.
Все это происходит на озере Ланье 3 августа 1996 года за час до полудня. Это финал соревнований по гребле на дистанции 1000 м на Олимпийских играх в Атланте.
- Я был словно заряженное ружье, готовое вот-вот выстрелить - вспоминает Кнут Хольманн.
Мы сидим в зале заседаний байдарочного клуба в Осло теплым июньским вечером. Даже когда он сидит, то выглядит высоким. Рост Кнута более 195 сантиметров.
Всем известно, что Кнут - синоним уверенности в себе, но я все же спрашиваю:
- Ты был полностью уверен, что победишь?
-Не совсем. Но я был убежден, что у меня есть неплохие шансы.
За этими словами скрывается не только уважение спортсмена к своим соперникам. У Кнута все еще живы воспоминания о горьком олимпийском серебре из Барселоны в 1992 году. Кнут был чемпионом мира в 1990 1991 годах. Однако ряд мелких ошибок оставил его на волосок от золота в 1992 году. И он просто не мог допустить подобного в Атланте.
- Победа в Атланте стала для меня настоящим триумфом. Я испытал полный восторг! Я уверенно ощутил себя мастером, - эмоционально вспоминает Кнут. – Ведь последние месяцы перед финалом я работал на износ.
Кнут будто вновь переживает эмоции того дня. Облегчение. Победа. Триумф. Как и 22 года назад. Тогда в Атланте его невероятное время 3:25.8 стало олимпийским рекордом. Для Кнута эти секунды – не просто цифры на листе бумаги. Эта большая часть его жизни. Это – он сам, результат его выбора. Ведь Кнут сам слепил из себя чемпиона.
- Я всегда занимался спортом. Был активным ребенком и, к тому же, рос в спортивной семье. Зимой я катался на лыжах, а летом занимался легкой атлетикой. Потом я получил серьезную травму пятки, из-за которой стало больно бегать. Мне было тогда 13 лет.
- Я ходил в один класс со своим другом Сименом Ларссеном, - продолжает Кнут. – Моя сестра Кристин занималась греблей в байдарочном клубе Осло. Вместе с Сименом мы тоже решили попробовать этот вид спорта и записались на курс для начинающих. Первое собрание проходило в домике Яна Булла, одного из основателей клуба, на острове Гримсойя.
Кнут бросает взгляд на портрет Яна Булла, висящий в зале заседаний. Ян в то время много значил для юных спортсменов: гребцов и лыжников.
- Первоначально я занимался греблей на обычных лодках. Мне это понравилось, и я решил заняться всерьез. Отлично помню состав клуба в то время: Йенс Банг, Уильям Грам и другие отличные парни. Именно они посоветовали мне пересесть на байдарку.
- Ты ведь всегда тренировался на пределе? – спрашиваю я, пытаясь уловить первые признаки будущего мастера.
- Думаю, что да, - продолжает Кнут. – Поэтому мне быстро удалось пересесть в гоночную лодку. Это был Ranger синего цвета. В том же году я участвовал в молодежном чемпионате во Флеккефьорде.
Я уже представляю, как рослый подросток обходит более опытных конкурентов и становится победителем, однако Кнут быстро рушит эту картину.
- В то время я был абсолютно никем и греб из рук вон плохо. Да и моя физическая форма была не лучшей. Я не мог похвастаться результатами ни в лыжах, ни в гребле. Меня не отправляли ни на одни крупные соревнования. Я неуверенно чувствовал себя в лодке, часто мог перевернуться. Потребовалось много времени, чтобы научиться все делать правильно.
Я уверен, что эти строки должны прочитать все начинающие спортсмены. Никто не рождается олимпийским чемпионом. Единственное, что у нас есть – это способности. А вот развиваем мы их или нет – это уже другой разговор.
- В клубе царила здоровая спортивная атмосфера, поэтому мне там очень нравилось, несмотря на убогие условия. Мы занимались в маленьком тренажерном зале под самой крышей. Вначале нас тренировал Уильям Грам, а затем Йенс Банг. Своим опытом делились и такие спортсмены как Финн Борхгревинк и Мортен Опсал. Они оба были в сборной страны на Олимпиаде 1984 года.
- Когда же ты смог полностью раскрыться как спортсмен?
- Я тренировался ежедневно и окончательно решил стать гребцом байдарки. Я значительно улучшил свои результаты. Как результат, я оказался на пьедестале юниорского чемпионата Норвегии. Одна из тренировок запомнилась мне на всю жизнь. С нами работали парни из сборной Финн Брохревинк и Арне Б. Слетсьё. Именно на той тренировке во мне что-то щелкнуло и я внезапно понял, как правильно работать веслом.
Кнуту становится жарко в свитере. Он будто только что размялся перед гонкой. Он продолжает:
- После школы я поступил на военную службу, и благодаря своим спортивным достижениям получил специальную должность в Командовании обороны. Я мог проводить много времени дома, поэтому тренировался два раза в день. Как раз в то время моим тренером стал Золтан Бако. Это была осень 1986 года. Вместе со мной в команду попали Томас Роандер, Том Сельвик, Мортен Иварсен и Свейн Эгил Солванг.
Золтан Бако - бывший чемпион мира из Венгрии, страны, знаменитой своими гребцами. Он отлично знает свое дело.
- Он был авторитетом для всех нас. Мы делали все, что он говорил. Тогда же команда посетила тренировочный лагерь в Венгрии. Это был непростой, но вместе с тем удивительный опыт. Мы познакомились с настоящими героями, такими как Ференц Чипеш, который выиграл золото на 1000 метров на чемпионате мира в 1985 году в Мехелене. Мы не раз просматривали видеозапись его выступления, где он обходит соперников и первым достигает финиша.
Впервые Кнут попал на Олимпиаду в 1988 году, когда ему было 20 лет. Тогда он греб в четырехместной байдарке, однако никакого результата команда так и не показала: деревянное весло Арне Б. Слетсё треснуло в полуфинале. В то время популярность углеродного волокна только набирала обороты.
- Когда ты понял, чего хочешь добиться в спорте?
- Я записал свои цели еще в 1986 году, - смеется Кнут. - Я разработал план, фактически небольшую брошюру о гребле, и определил свои цели вплоть до 1992 года. Я использовал эту брошюру, чтобы найти спонсоров. Однако единственная спонсорская помощь, которую я получил – это футболка Nike.
История рассудила так, что все цели в плане Кнута оказались достигнуты, за исключением одной. Это - олимпийское золото в Барселоне, до которого не хватило 24 сотых.
Золотое время Кнута как спортсмена приходится на период с 1990 по 2000 год. Интервью, во время которых он уже одет в спонсорскую одежду от Byggmakker и Isola, отличаются короткими и емкими фразами человека, который уверенно идет к своей мечте.
Так что же сделало обычного мальчишку крупнейшим спортсменом послевоенной Норвегии, легендой международного гребного спорта?
- Ты был всего лишь послушным учеником опытных тренеров, или все твои достижения – результат личностных качеств?
Кнут немного медлит с ответом.
– Это с какой стороны посмотреть. Я всегда был честен с самим собой и расставлял приоритеты так, как считал нужным. Я любил заниматься спортом и много тренировался. Без этого никак. Кроме того, я всегда отлично чувствовал, как правильно распределять нагрузку. Я старался усердно работать и продуктивно отдыхать. Спал я всегда с большим удовольствием, - смеется Кнут. – Правильный отдых, это главный залог успешной тренировки.
Слушая Кнута можно убедиться, что спорт по-прежнему является важной частью его жизни. Ему нравится ставить перед собой цели и делать все для их достижения. Он так устроен.
Теперь в клубе снова есть гребцы-международники. Пусть не на уровне Кнута, но стремящиеся к этому. Кнут всех их хорошо знает. Общается во время перерывов, дает советы. Также он сопровождает молодых спортсменов на соревнования.
- Какие есть возможности у нынешней молодежи? Смогут ли они стать кандидатами на олимпийские медали?
- У них есть все задатки, - Кнут отвечает быстро и твердо. - Однако они сами должны четко понимать, что ничего не получится, пока ты сам не возьмешь ответственность за свое будущее. Ты должен научиться понимать себя, определить свои слабости. Это поможет сделать правильный выбор. Ну и все проблемы нужно решать сразу же. Все от ухода за инвентарем до работы над собой. И все же сейчас немного другие времена. Нам во многом было легче, не было такой бешеной конкуренции, но мы все же выкладывались по максимуму.
Сегодня он гребет в черной лодке фирмы Nelo Cinco. Она не из дерева, а из углеродного волокна.
- Гребля до сих пор приносит мне удовольствие. Однако с каждым днем убеждаюсь, что чувство весла немного притупляется, когда ты начинаешь тренироваться реже. Это, кстати, то самое весло, с которым я выиграл золото в Сиднее. Оно отлично мне подходит. Авторская работа: разработал его Эйнар Расмуссен, а изготовил Людвиг Бекман в домашней мастерской
Свое весло из Сиднея он использует во время тренировок. Иногда их посещает его бывший одноклассник Симен Ларссен. У обоих хватает энтузиазма начинать тренировку в полседьмого утра.
Кнут зарекомендовал себя как лучший спортсмен, получив два золота в Сиднее в 2000 году. На сегодняшний день он получил все, о чем может мечтать спортсмен. Байдарочный клуб в Осло объявил его своим почетным членом.
- Ходят слухи, что есть звание, которого ты так и не достиг. Ты еще не клубный мастер?
- Верно, не все точки над i еще расставлены, - улыбается Кнут.
Солнце медленно, но верно опускается к горизонту. Кнут жмет мне руку и встает. Его гигантская фигура исчезает на улице. Там его ждет велосипед. Нужно успеть домой до того, как стемнеет.
Переведено специально для КаноэСпорт с сайта Oslo Kajakklubb.
Комментарии
и еще интересно было узнать что в детстве у него не получалось гребсти нормально. это доказывает что упорство и труд все перетрут.