Во время отборочных соревнований на гребном канале в Крылатское с олимпийским чемпионом Александром Дьяченко побеседовал корреспондент Николай Светличный.
Чтобы соперники не «сожрали»…
- Как изменилась ваша жизнь после лондонского триумфа?
- Тренироваться стал больше. Расслабляться не дают ни тренеры, ни соперники. Вместе со своим напарником Юрием Постригаем рассчитываю выступить еще на нескольких Олимпиадах. Мы ведь молодые ребята! Нужно повышать нагрузки, иначе соперники просто «сожрут».
- Чувствуете ли предел, до которого можно увеличивать тренировочные нагрузки?
- Говорят, что нет предела человеческим возможностям. Нас, во всяком случае, постоянно на это настраивают. Каждый человек индивидуален, и нельзя рассчитать какую-то формулу максимальной или идеальной нагрузки. Чтобы понять, где твой потолок, нужно прибавлять каждый раз по чуть-чуть.
- Как сложился ваш дуэт с Постригаем?
- Поначалу мы долго соперничали в одиночке. Как-то незаметно почувствовали, что в двойке у нас может получиться. Сначала уговорили тренера Юрия, потом моего. Когда объединились в один экипаж, поняли: у нас совпадают не только стиль и техника, но и темпераменты. Нельзя сказать, что мы идеально подходим друг другу по антропометрическим данным. Да это и не главное в экипаже.
- А что же главное?
- Желание, вера в партнера и взаимная поддержка.
Байдарка – личный «костюм» гребца
- Можно ли сейчас на чемпионате мира или Олимпиаде выступать в одиночке, двойке и четверке?
- С четверкой пока не экспериментировали, но на одном из этапов Кубка мира выступили на непрофильной для нашей двойки дистанции 500 метров. Получилось неплохо – заняли второе место. В квартете, скорее всего, вообще не будем выступать. В олимпийскую программу входит выступление четверок на дистанции 1000 метров. Для нас это - как марафон.
- Правда ли, что хорошая байдарка – половина успеха в вашей дисциплине?
- Все-таки от спортсменов тоже кое-что зависит. В гребле нет такой состязательности между производителями инвентаря, как в лыжах, велосипеде или плавании. Есть три основных производителя лодок, которые снабжают ими всех ведущих спортсменов. Хорошие байдарки поставляют португальцы, поляки и словаки. Мы предпочитаем португальскую. Естественно, каждая байдарка подбирается под индивидуальные особенности спортсменов
Любовь с первого взгляда
- Почему вы выбрали такой не раскрученный и не слишком престижный вид спорта как гребля?
- У меня и выбора-то особого не было. Детство прошло в маленьком украинском городке Новоднестровске, где были только секции футбола и гребли. Лавры звезды футбола меня не привлекали. Активно не хотел им заниматься, хотя в дворовых баталиях получалось неплохо. В греблю влюбился после первой же тренировки: речка, солнце, можно искупаться после завершения занятий.
- Тренироваться-то приходится и в дождь, и в слякоть…
- Понимание того, что профессиональный спорт – это тяжелый труд, пришло намного позже.
Реки и каналы
- Каналов, на которых проводятся престижные гребные регаты, в мире не так уж много. Есть ли у вас любимый?
- Надо бы назвать лондонский, но к нему почему-то душа не лежит. Очень нравится реконструированный по последнему слову канал в Крылатском, на котором разыгрывались медали Олимпиады-80. И еще в Дуйсбурге, где в этом году пройдет чемпионат мира.
- На Крестовском острове в Санкт-Петербурге восстановили легендарный памятник «Девушка с веслом». Вы бы согласились стать моделью для современного варианта «Юноши с веслом»?
- Большого желания нет. Да и какой-то особой статью или рельефом мышц среди участников соревнований не выделяюсь.
Николай СВЕТЛИЧНЫЙ,
Москва – Санкт-Петербург.
Спортивная газета «Спорт уик-энд»