Шесть спортсменов объяснили, что заставляет их готовиться самостоятельно.
Иван Штыль, Максим Оселёдко, Светлана Черниговская, Анастасия Долгова, Владислав Литовка и Роман Аношкин — эти спортсмены уже не раз доказали, что способны на потрясающие результаты. Главное — не мешать им, а поддерживать, сопровождать и создавать условия.
К сожалению, герои нашей статьи вынуждены тренироваться самостоятельно, а не со сборной командой. Почему? Что не так? Какие причины заставили уйти на самоподготовку?
Сергей Медведев задал эти вопросы спортсменам и получил честные ответы. Разбираемся в одной из важных проблем профессиональной гребли — вместе с теми, кто с этой проблемой лично столкнулся.
Гребцы о причинах ухода на самоподготовку
Иван Штыль
У спортсменов масса причин отказываться от подготовки в сборной, назову главные:
1) странная система подготовки — «первобытная селекция», говоря простым языком;
2) медицинские специалисты вызывают не доверие, а опасения;
3) нет ни одного специалиста по восстановлению;
4) проживание не всегда в достойных условиях (не требую роскошь, но должно быть прилично);
5) организация сбора, как правило, проходит по принципу «никаких условий»;
5) питание в 90% случаев пустое или недостаточное (хорошо, что мне с возрастом нужно все меньше еды);
6) дистанция недоступна (либо ее нет, либо все гребцы на ней);
7) в залах ОФП нет современного оборудования;
8) самое главное — атмосфера не та, которая должна быть на сборах!
Когда большинство людей (тренеры, специалисты, спортсмены и т.д.) не объединены общим делом, а разобщены — это чувствуется сразу. Многие из тех, кто работает со спортсменами, не заинтересованы и просто отсиживают свое рабочее время. Лучше уж с конкурентами работать, чем с такой командой.
С 2010 года я начал делать попытки улучшить свои условия. На данный момент благодаря нашему региону у меня условия намного лучше, чем в сборной России по всем пунктам!
Максим Оселёдко
В сборной России я тренируюсь с 2018 года и успел поработать со многими тренерами: Васильев А.А., Венцель И.А., Дьяченко А.И., Вишняков К.С. и Тищенко А.А.
Хочу сказать большое спасибо каждому за их вклад в меня. Были, так скажем, неприятные рабочие моменты с некоторыми, но в итоге я неплохо прогрессировал на российской арене.
Последние два года тренировался под руководством Тищенко А.А., но после этого сезона он ушел с поста тренера сборной. У нас была сильная, рабочая группа: Спесивцев, Сергеев, Ершов, Гавриленко, Авдеев и я.
В этом году на чемпионате мира я занял 11 место и, конечно, расстроился. Могу сказать, что выкладывался согласно планам и рекомендациям по максимуму. Думаю, все мои тренеры и напарники могут это подтвердить.
После чемпионата мира я сделал вывод, что должен взять всю ответственность за подготовку на себя, рискнуть и тренироваться с иностранным тренером. Так что осеннюю подготовку начал проходить с национальной сборной Республики Беларусь под руководством Шантаровича В. В. в группе с Натынчиком Дмитрием.
Светлана Черниговская
Я не отказывалась от сборной, но в 2023 году меня поставили перед выбором: бросить своего личного тренера Самохотского А.С. или остаться в команде с новым тренером женской байдарки, которого позвал Костоглод А.В.
И началось… Мне стали угрожать разрушением моей карьеры, запугивать разными способами. И все это происходило в соревновательный период.
В итоге я выбрала самостоятельную подготовку с Самохотским. Нам финансово помогал регион — спасибо директору школы Ольге Мизоновой. Первое время было сложно, но мы справились, стало лучше и спокойнее.
В следующем сезоне мне и другим спортсменкам, которые ушли на самоподготовку, предлагали быть в сборной, но на тех же условиях, то есть без Самохотского. Я посмотрела, как работает новый тренер, увидела, что результата нет, так что не пожалела, что осталась со своим тренером.
В женской байдарке в сборной никто не хочет работать и показывать результаты. Это видно хотя бы по тому факту, что никто не подписал декларацию, чтобы побороться за лицензию на Олимпийские игры.
Несмотря на самоподготовку, мы рискнули и пошли к результату. На отборе не хватило совсем чуть-чуть до лицензии. Причина — не успели за месяц прикататься друг к другу.
Но руки не опустили и продолжали трудиться. За соревновательный период почувствовали уверенность в нашем экипаже с Долговой. Смогли, несмотря на все отборы и скандалы, поехать и взять золото чемпионата мира.
Теперь знаю, что работать можно и без сборной, на ней карьера не заканчивается.
Владислав Литовка
Дело в том, что в сборную на подготовку на следующий сезон меня и моих напарников даже не рассматривали. Предлагали только один сбор до Кубка Доброй Воли.
Уже несколько лет отдают предпочтение молодым спортсменам независимо от результата. Сейчас происходит то же самое. Как показывает главный старт сезона — чемпионат России — такая тактика не приносит должных результатов нашей сборной.
Конечно, подготовка со своим тренером сказывается наилучшим образом на достижении целей, поставленных на сезон. Но хотелось бы какой-то поддержки и от сборной команды во время подготовки. В нынешней обстановке регионам сложно финансировать подготовку в хороших тёплых местах, а это немаловажно для наилучшего результата.
Роман Аношкин
Из-за того, что России запретили участвовать в международных стартах, у меня опустились руки и пропало желание усердно работать на тренировках. Поэтому в 2022 и 2023 годах результат был, мягко говоря, не выдающийся. Но с осени 2023 у меня как будто открылось второе дыхание и несмотря на некоторые неудачи удалось стать чемпионом России.
Основные спортсмены - это взрослые люди и сформировавшиеся профессионалы. Они уже прекрасно знают, что лично им нужно для хорошего результата. Не могу говорить за всех гребцов, почему они отказываются тренироваться в команде. Скажу за себя: я выбрал тренировки отдельно от команды, потому что мне так спокойнее и комфортнее.
Анастасия Долгова
В мае 2023 года я была на централизованной подготовке в основной сборной команде под руководством Самохотского А.С. (после первенства России до 24 лет). Главный тренер Костоглод А.В. сообщил мне и Карамновой А., что со следующего сбора мы в двойке будем тренироваться под руководством Панферовой А.Ю.
Спорить с ним было совершенно бессмысленно, так как у нас уже были с ним недопонимания. Мы ушли в недоумении. Сразу после разговора я позвонила Александру Стефановичу и спросила: «Вы что, нас бросаете?» Он был в полном шоке, потому что его никто об этом не уведомил.
Решили, что приедем на сбор и решим, что делать дальше. Менять коней на переправе мы посчитали нецелесообразным, экспериментировать тоже не планировали. Мы думали, что мы команда и должны тренироваться с основной частью девушек.
Когда приехали на сбор, Анна Юрьевна дала нам план подготовки и сказала: «У вас есть два варианта. Первый - прийти завтра на зарядку и начать подготовку. Второй - бороться за своего тренера».
При всём уважении к Анне Юрьевне, мы решили попробовать убедить главного тренера и президента федерации, чтобы нам дали возможность хотя бы закончить сезон под руководством Самохотского А.С. В итоге после всех совещаний в телефонном режиме решили, что один сбор мы с ним закончим на определенных условиях, а дальше попрощаемся.
Лично для меня это было странно… Неужели так необходимо было нас разделять, срывать подготовку и менять тренера перед основными стартами? Ведь можно было спокойно завершить сезон и после этого дать адекватную оценку его работы. Но нет.
Следующий сбор женской команды был под руководством нового тренера Абалмасова А.А. Возник вопрос: «Что дальше?» Каждая спортсменка сделала свой выбор.
Я приняла для себя непростое решение уйти на самоподготовку с Александром Стефановичем. Непростое оно потому, что я всегда тренировалась с командой и считала, что мы должны быть единым целым. Но нас начали делить на «молодых», «перспективных» и «старых». При таком настрое руководства о какой сплоченной команде может идти речь?
Результат сезона в паре с Черниговской на самоподготовке выше, чем у спортсменок, которые готовились в сборной. Ни разу не пожалела о том, что выбрала самоподготовку и доверилась Самохотскому, хотя очень многие меня отговаривали. Считаю, что решение о его исключении совершенно несправедливое и необоснованное.
Результат, который мы имеем на сегодняшний день в женской байдарке, недостаточен, чтобы достойно конкурировать в олимпийской программе на мировом уровне. Но мы не знаем, чтобы было бы, если бы нам позволили спокойно тренироваться. Может, результат всей команды был бы выше.
Да, есть и свои сложности, иногда нелепые. Например, на зимней подготовке в Краснодаре снимали сидушки с велоэргометров или надевали замки на байдарочные гребные тренажеры, чтобы не могли воспользоваться оборудованием. Интересно было наблюдать, как готовилась юниорская сборная в Краснодаре на нескольких тренажерах, хотя зал полностью оснащен «проволокой с замками». Видимо, это для избранных. Мы смотрим на всё это с улыбкой и продолжаем тренироваться.
На сегодняшний день мы со Светланой официально находимся на индивидуальной подготовке под руководством Александра Стефановича и являемся членами сборной команды. При этом нас выгоняют из зала в Краснодаре, где находятся гребные тренажеры сборной.
Получается, руководство вспоминает о том, что мы члены сборной, только когда мы неугодны или нарушаем положение о дисциплине членов сборной команды РФ по гребле на байдарках и каноэ. Сегодня мы выиграли чемпионат мира и федерация записывает это в свои заслуги, а завтра она препятствует нашему тренировочному процессу. Очень удобная, но странная позиция.
Из всего вышесказанного могу сделать вывод, что для нас самоподготовка — это вынужденная мера и она оправдана спортивным результатом.
Не исключения, а тенденция
Шестеро героев этого экспресс-интервью рассказали, какие обстоятельства и мысли вынудили их уйти на самоподготовку. Но сейчас самостоятельно тренируются не только эти гребцы. Их больше, а значит, отказ от тренировок в сборной — это не исключительные случаи, а серьезная тенденция.
К чему может привести такая тенденция, чем она подкрепляется и как сменить ее на более благоприятную для гребли в России? На эти и другие вопросы необходимо найти ответы как можно скорее.
КаноэСпорт.