Войти Регистрация

ВОЙТИ НА САЙТ

Логин
Пароль
Запомнить меня

Александр Самохотский: «Терпеть уже было невозможно»

Заслуженный тренер России в эксклюзивном интервью КаноэСпорт назвал причины участившихся скандалов в отечественной гребле

– Александр Стефанович, чем для вас является гребля – как для человека и как для профессионала?

–  Гребля – это дело, от которого я не устаю, и которое приносит мне удовлетворение. Я живу греблей, и этим всё сказано.

– Как вы оцениваете сегодняшний уровень гребли на байдарках и каноэ в России?

– Если по пятибалльной шкале, то между двойкой и тройкой. На высоком уровне у нас только мужское каноэ. Есть отдельные достижения – так, например, стали появляться результаты у девушек на байдарке-двойке. Но в целом система не отстроена, не получается обеспечить продвижение талантов и безболезненный переход юниоров в сборную, наладить преемственность. В регионах не наблюдается того развития, которое важно для общего результата.

Кто виноват в этом? Всё ли сделала за последние четыре года Всероссийская федерация гребли на байдарках и каноэ (ВФГБК), чтобы изменить ситуацию?

– Одна из причин такого бедственного положения – система управления, при которой президент ВФГБК руководит всеми процессами онлайн и, по сути, все время находится вне зоны доступа. Лишь раз в год Евгений Юрьевич Архипов показывается на публике: посещает Кубок доброй воли – соревнования, которые, почему-то позиционируются как «топовые», хотя из иностранных соперников на них представлена только белорусская сборная, пусть и в полном составе. В остальное время президент работает по телефону, документы на подпись ему привозят на дом, а информацию о положении дел он получает от своих доверенных лиц. Только информация эта однобокая. Совсем не такая, как если бы он лично пообщался со спортсменами, тренерами и сделал свои выводы.

– Как вы считаете, почему в ВФГБК выбран такой закрытый стиль управления? Является ли он причиной конфликтов?

– Мне сложно сказать, чем руководствовался президент Федерации, когда принял для себя такой затворнический образ. Вероятно, в онлайне проще давить на кнопки, чтобы управлять чужим мнением. Отключить микрофон, не дать слова, да и в глаза оппоненту не посмотреть. Это в живом общении сложно игнорировать неудобные вопросы и заставить замолчать. Zoom есть Zoom, он всё стерпит. Такой кулуарный стиль управления, конечно, неизбежно приводит к конфликтам. Конфликты – это следствие оторванности руководства от реального положения дел в гребле.

– Почти 16 лет подряд руководить Федерацией – это много для одного человека?

– Скажу прямо – это перебор. Поначалу Евгений Юрьевич проявлял к происходящему в гребле живой интерес, но постепенно он стал затухать. Если прислушается к моим рекомендациям – хорошо, а не прислушается – извольте.

А ведь каждые четыре года проходит отчетно-выборная конференция, на которой кандидат в президенты ВФГБК должен представить программу развития. Речь именно о программе развития вида спорта, а не о целевой комплексной программе, с которой выступает главный тренер. Я что-то не припомню, чтобы действующий президент презентовал и защищал свой проект.

– Есть ли единство в рядах ВФГБК?

– Конечно, единство есть, ведь у них общая цель – сохранить у власти себя и своего руководителя. Евгений Юрьевич окружил себя своими людьми. Угодных и удобных они поощряют, а неугодных, пусть даже сильных, могут и не взять на соревнования. Но такое единство противоречит интересам развития гребли, тормозит его.

– Как вы оцениваете уровень вовлеченности Федерации в жизнь регионов и спортсменов?

– Федерация – это общественный орган, который должен развивать греблю, расширять географию ее присутствия, строить и реконструировать спортивные объекты, поддерживать детско-юношеский спорт. По факту можно припомнить строительство новой спортивной базы — комплекса современных сооружений для занятий спортивной греблей и обводного канала в Барнауле и реконструкцию Костромской водно-гребной базы. Но в первом случае это произошло в большей степени стараниями краевой федерации благодаря включению в федеральную целевую программу и за счет краевого бюджета, а во втором – по нацпроекту.

В чем преуспел Архипов,  так это в ультиматумах для костромичей: если не будете придерживаться определенных рекомендаций, то и соревнования у вас проводить не будем.

Кстати, спортсменам тоже ставят жесткие условия с централизованной подготовкой. Но почему, спрашивается, нельзя идти своим путем, если этот путь доказывает свою эффективность?

Вы отметили работу краевой федерации на Алтае. За счет чего она добивается результатов?

– На примере Алтая скажу: развитие в таких регионах происходит благодаря местным энтузиастам и популяризаторам гребли. Есть там Юрий Вениаминович Шамков, есть результаты.

– Почему многие ключевые решения ВФГБК принимаются без консультации с тренерским штабом и спортсменами?

– Отсутствие живого диалога с тренерами и спортсменами позволяет Федерации вести работу строго по своему сценарию. Правда, иногда с нами выходит на связь главный тренер сборной страны Александр Костоглод или генеральный секретарь ВФГБК Елена Исхакова. Последняя, к слову, очень любит Самарскую область и этому региону особенно помогает. Полноценным и объективным такой формат взаимодействия назвать нельзя.

– Выросло целое поколение спортсменов, которое ни разу не видело Евгения Архипова. Может, президент Федерации и не должен общаться со спортсменами?

– Чтобы адекватно оценивать ситуацию, надо видеть её изнутри, своими глазами, а не из докладов доверенных лиц. В этом году в Казани проходили Спортивные Игры стран БРИКС. Почему бы президенту ВФГБК не посетить эти важные старты? Но он не нашел времени или желания туда приехать. Так же было с Кубком и чемпионатом России.

Для сравнения посмотрите, как работает президент Федерации гребного спорта России Алексей Свирин. Он всегда сам держит руку на пульсе, ведет работу с Минспорта РФ и регионами. Такой подход очень важен и нужен.

– Вы заметили в последнее время внезапно выросшую активность Федерации? Чем это вызвано?

– Да, коллеги из регионов действительно рассказывают, что в последнее время на них стали обращать внимание. Видимо, так активничать ВФГБК заставили резкие, но справедливые публикации. Но мне кажется странно, что на критику в адрес Евгения Архипова отвечают главный тренер сборной или первый вице-президент ВФГБК Ирина Сираева. Если бы дали слово нейтральному человеку – такому, как, к примеру, я, это была бы объективная точка зрения.

– Как вы думаете, почему Евгений Юрьевич и здесь отстранился, делегировав комментарии своим людям?

– Это и есть стиль руководства Архипова – чужими руками. Возможно, он понял, что на публике ему легко оскандалиться с непривычки. Заявил, например, что преследование спортсменов за участие в AAACUP – это полная чушь. Но ведь это не так! Все знают, как было на самом деле. Или взять ситуацию с Олесей Ромасенко. Как человек, занимающий первый пост, мог позволить себе такое? Она ведь чемпионка Европы, серебряный призер чемпионатов мира, участница двух Олимпиад. Надо думать, прежде чем сказать! У нас и так несладкая жизнь, во всём мире мы под санкциями. Свои должны поддерживать, а не давить и запрещать. Происходит же обратное. Мы не понимаем, где свои, а где чужие.

– Интересно, что Ирина Сираева, защищая своего руководителя, обвиняет других людей в попытке рейдерского захвата Федерации и, вероятно, умышленно искажает вопрос с принципом оплаты в Клубе гребных видов спорта AAAКлуб. Согласны?

– Видимо, единомышленники Архипова уже считают ВФГБК своей частной собственностью, отсюда у них смешная формулировка «рейдерский захват». В попытках защититься изнутри члены президиума пытаются зачем-то убедить нас, свидетелей и участников событий, в том, что происходит совсем не то, что мы видим и понимаем, а у самой Федерации якобы всё в порядке. Да, в их жизни, возможно, и всё в порядке. Но сам факт появления таких громких конфликтов говорит об обратном.

Так же абсурдны и обвинения в адрес Клуба гребных видов спорта. Да, абонементы для занятий там нужно покупать. Но это небольшой взнос, взамен его выдают купоны на покупку в сети магазинов «Спортмастер». После того, как спортсмен получает разряд и начинает показывать результаты, его переводят в бесплатное отделение. Кстати такая же схема (но без купонов спонсора) используется в государственных учреждениях. Поэтому непонятно, кого Сираева пытается обмануть. Школа Клуба гребных видов спорта, созданная братьями Агеевыми, по уровню оснащения и организации не имеет аналогов не только в России, но и в мире. И президенту ВФГБК следовало бы там побывать, чтобы воочию убедиться в этом, а не организовывать нелепые и необоснованные нападки.

⁠– Нужны ли перемены в гребле и почему?

– Перемены назрели. Президент ВФГБК уже 16 лет управляет с экрана монитора, и это неправильно. Изменения вносят люди, а эти люди засиделись, приросли к стульям и не годятся для эффективных реформ. Для спортсменов и тренеров важны два принципа. Первый – материальное стимулирование, чтобы ноги сами вели тебя на работу. Второй – принцип персональной ответственности. Выступление нашей сборной на Олимпиаде в Токио было признано неудовлетворительным. Итоги Игр в Париже – чуть лучше. Но нужен детальный разбор результатов и ответственные за выступление в каждой дисциплине. Они и должны персонально отчитываться. Я не знаю такой фамилии – Тренерский совет.

– Как вы думаете, есть ли шанс, что недавние скандалы пойдут гребле на пользу?

– Сор из избы вынесли только потому, что терпеть уже было невозможно. Возьмем ситуацию с моими подопечными Светланой Черниговской и Анастасией Долговой. Они выиграли чемпионат России и прошли отбор на чемпионат мира. Но факт остается фактом: мне позвонила Исхакова и задала два вопроса. Планируем ли мы выступать на AAACUP и планируем ли мы выступать в Самарканде? И предложила выбирать между стартами. Но ведь мы на самоподготовке, значит, вправе не выполнять ваши рекомендации. Кроме того, сам Архипов утверждал, что для участников AAACUP впоследствии никаких ограничений не будет. Однако в итоге за выступление на AAACUP спортсменов лишили призовых за Кубок доброй воли. Что это за дискриминация такая?

И, наконец, Света и Настя выполнили условия отбора, выиграв еще и Кубок доброй воли. Но их зачем-то позвали на президиум, где задавали эти глупые вопросы и довели до слез. Они же могли плюнуть и не поехать в Самарканд, тогда и медалей бы не было. А меня, тренера будущих победительниц, на чемпионат мира даже не аккредитовали. Случайностью этот факт назвать нельзя. Если бы Архипов дал указание обеспечить аккредитацию, и проблемы бы не было. Но он, видимо, больше переживал за комфортное пребывание в Самарканде целого десанта функционеров. 

Правильно было сказано, что не нужен президент, допускающий хамство по отношению к спортсменам и тренерам. Вот и мне такой президент не нужен.

КаноэСпорт.

Видео

Смотреть все видео

Календарь мероприятий

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
28
29
30

International News

Интервью

КаноэСпорт - Ведущий интернет-портал по гребным видам спорта.
Главный редактор — Сергей Медведев. Более подробная информация представлена в разделе Контакты.
Интернет-портал ведется с 2008 года. "КаноэСпорт", 2008 - 2024.