Войти Регистрация

ВОЙТИ НА САЙТ

Логин
Пароль
Запомнить меня

А куда денешься, если через Неву нет ни одного моста?

9 июня 2022 г. исполняется 350 лет со дня рождения Петра I. В честь этого события предлагаем вам вспомнить о некоторых делах великого российского императора — а именно о тех, что связаны с морем, лодками и греблей. У Петра I на этот счет было много блестящих идей, правда, приходилось идти на хитрости, чтобы их реализовать... 

То бороду сбрить, то под парусом ходить

300 лет назад жители Санкт-Петербурга чуть ли не каждый день узнавали о новых указах императора. За месяц он подписывал по 50 штук и добавлял подданным все больше задачек. То бороду сбрить, то в европейское платье переодеться. А в июле 1710 года Петр I повелел, «чтобы всех чинов люди, которые в Петербурге обретаются, во время ветра ездили Невою-рекою на судах парусами». 

Идея хороша да только где взять такие суда? У жителей в то время не то что парусных, даже весельных лодок — по пальцам пересчитать. Трудно было Петру при таких вводных превратить город в морской порт. 

Бесплатно и навечно, но с одним условием…

Будущая столица вся была изрезана притоками Невы и каналами, однако великий государь не торопился строить мосты. Точнее, он специально отказался от них, чтобы петербуржцам приходилось перебираться с берега на берег по воде. 

А чтобы было, на чем перебираться, в начале 1718 года на берегу Фонтанки, напротив Летнего сада, соорудили Партикулярную верфь. Там начали строить яхты, одномачтовые буеры, небольшие ялики и весельные лодки. Из казны потратили на эти цели 125 000 рублей — гигантскую по тем временам сумму.


Петр I на верфи

Дальше — больше. 12 апреля Петр подписал бумагу, которую историки называют «Указом о Потомственном Невском флоте». Богатым или, как тогда говорили, «достаточным» жителям Петербурга раздали «безденежно в вечное потомственное владение» 141 новенькое судно. С одним условием: владельцы должны были сами чинить их и по износу строить другие. Все эти суда составляли так называемый «Невский или буерный флот», но построить лодки и подарить их приближенным — полдела. Нужно заставить пользоваться! 

Не хочешь веселиться? Плати штраф

Однажды теплым воскресным утром в Петербурге раздался пушечный выстрел. Он означал, что на Неве стартуют «экзерциции» — тренировки на воде. Согласно Указу государя, все владельцы судов каждое воскресенье должны были упражняться в управлении парусами и маневрировании. В июне — по 4 часа, в июле — по 3 с половиной, в августе — по 3, в сентябре — по 2 с половиной, а в октябре — по 2 часа. 

Прогульщикам выписывали штрафы. И не маленькие! На первый раз изволь заплатить 3 рубля, за второй пропуск — 6 рублей, за третий — 9 и так далее. В общем, дешевле явиться.


Вниз по Неве

Учения называли «водяными ассамблеями». По возможности в них участвовал и сам Пётр вместе со своей супругой Екатериной. Император говорил, что эти мероприятия нужны «для увеселения народа, наипаче же для лучшего обучения и искусства по водам и смелости в плавании». За такими словами стоит грандиозная задумка: ввести сухопутную Россию в ряд морских держав.

Как бал-маскарад, только лучше!

Участники ассамблей брали на борт дам и музыкантов, палили из пушек, украшали судна флагами. На некоторых лодках закрепляли качели. В таком виде флот проходил по Неве в Екатерингоф или к острову Котлин. Там все выходили на берег, ужинали, гуляли по рощам, а затем возвращались в город. 

Более того, Петр I частенько устраивал праздники на воде — морские гуляния. Ни одно важное событие в столице не обходилось без участия Невского флота, будь то перенос мощей Александра Невского или закладка крепости Кронштадт.

Шли годы, жители привыкли к водным ассамблеям и освоили новые навыки. Кроме того, совместное времяпрепровождение объединило сподвижников Петра.


 Перенос мощей Александра Невского

Реинкарнация для аристократов

Невский флот просуществовал до 1770 года и стал прообразом возникших позже яхт-клубов. В те годы такого понятия не было, но по сути, это был именно яхт-клуб — со своим уставом, флагом, форменной одеждой для экипажа и так далее. 

В 1846 году Невский флот возродился, но уже в другом формате и качестве. Николай I утвердил Устав Санкт-Петербургского императорского яхт-клуба. Инициатива принадлежала князю Лобанову-Ростовскому, чей предок был членом Невского флота. Состоять в яхт-клубе было престижно, допускались туда только дворяне. А что же насчет простых людей?

Моряк на все руки

В 1858 году жители северной столицы организовали первый гребной клуб для всех, а не только для аристократов. Если точнее, это был кружок любителей гребли, который назывался «Моряк на все руки». В 1860 году кружок получил официальный устав и был переименован в Санкт-Петербургский речной яхт-клуб. 

Именно он стал родоначальником гребного спорта сначала в Петербурге, потом и в России. Были разработаны первые правила ведения гонок, установлена длина дистанции для соревнований, появились протоколы результатов гонок. Члены клуба осваивали греблю на академических, народных судах и на байдарках. Раз в год они проводили соревнования на Неве и в дельте на Средней Невке. 


Петербургский речной яхт-клуб

Первые гонки на байдарках

Первые гонки состоялись 31 июля 1860 года. С этой даты началась история гребли в России, а Петербург стал столицей этого вида спорта. На воду вышли перевозчики и матросы на шлюпках с двумя, тремя и четырьмя сиденьями, а также любители гребли на «байдарках». 

Правда, те байдарки сильно отличались от нынешних. Грести надо было длинным веслом, сидя на возвышении. 400 саженей (731 м) с двумя поворотами — такую дистанцию победитель гонки преодолел за 7.59 минут.

В 1871 году на старт вышли уже другие лодки — деревянные байдарки клинкерной постройки, и это были первые в России настоящие со­рев­но­ва­ния на бай­дар­ках. Участвовали в них только мужчины, а женщины получили такое право только спустя четыре года.

Теперь все вместе

Соревнования между командами городов в то время почти не проводились, но гребля на байдарках и каноэ все равно развивалась. Так, в 1867 году открылся Московский речной яхт-клуб «Стрелка». В 1892 году провели первое первенство России, победителем которого стал москвич Сергей Шустов. Он прошел 690 саженей (1261 м) за 6.30 минут. 


Московский речной яхт-клуб «Стрелка»

Долгое время центрами гребного спорта России оставались Петербург и Москва. И только в 1908 году был организован Всероссийский союз гребных обществ, который объединил московский и питерский клубы, а также большинство гребных обществ Поволжья и других городов.

С днем рождения, Великий

Вот так увлечение Петра I морским делом впиталось в жителей страны, прошло через века, трансформировалось и положило начало гребному спорту, каким мы знаем его сейчас. В честь дня рождения государя в Санкт-Петербурге ежегодно проводится Петровский гребной марафон — праздничное историко-культурно-спортивное мероприятие. 

Гребцы преодолевают расстояние от Ладожского озера по Неве до Петропавловской крепости, а это 68 км. Для кого чересчур, идут на 40 км или 6 км. Участвовать можно всем, кому исполнилось 16 лет. Допускаются все классы гребных судов и даже самодельные суда без класса… 

Марафон является крупнейшим в России: полторы тысячи человек приезжают на мероприятие со всей страны. Пожалуй, такой «водной ассамблеей» именинник точно остался бы доволен.

КаноэСпорт.

Видео

Смотреть все видео

Календарь мероприятий

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

International News

Интервью

КаноэСпорт - Ведущий интернет-портал по гребным видам спорта.
Главный редактор — Сергей Медведев. Более подробная информация представлена в разделе Контакты.
Интернет-портал ведется с 2008 года. "КаноэСпорт", 2008 - 2024.