ruenfrit
Войти Регистрация

ВОЙТИ НА САЙТ

Логин
Пароль
Запомнить меня

Многократная чемпионка России, неоднократный призер чемпионатов Европы и мира по гребле на байдарках и каноэ среди спортсменов с поражением опорно-двигательного аппарата Александра Дупик завоевала для страны лицензию на Паралимпийские игры в Рио и по праву рассчитывала на медаль.

29-летняя паралимпийка рассказала о том, как пришла в спорт, об опасных сторонах увлечения греблей и о том, как повлияло на нее решение об отстранении российских паралимпийцев.

3 сентября Дупик приняла участие в турнире по параканоэ и парагребле на гребном канале в Крылатском, который был, по сути, единственной возможностью для нее реализовать накопленную форму в отсутствие Паралимпиады.

1061574792

Слева направо на первом плане: Александра Дупик (KL1), Надежда Андреева (KL2), Лариса Волик (KL3)

- Этот турнир - возможность показать свои силы, - рассказывает Александра. - Небольшая такая отдушина для нас. Но это не равнозначные Паралимпиаде соревнования. Все равно мы очень благодарны за такую возможность правительству, президенту страны - за то, что за нас бьются, нас не бросают. К нашему горю не остались равнодушными.

Тяжело было после новости об отстранении. Это стресс. Даже сейчас для того, чтобы собраться и выйти на старт, нужно было перебороть себя. Не то чтобы руки опустились, но психологический настрой подорван.

"Тренируемся почти круглый год"

Во время учебы в институте Александра пару лет занималась армрестлингом. В 2013 году она решила заняться паралимпийским видом спорта и перешла в греблю.

- Я пришла в спорт, потому что больше нигде себя не нашла. Работу нам найти проблематично. Заниматься чем-то нужно и направлять свои силы в полезное русло. Гребля – это, наверное, судьба моя. Раньше я занималась армспортом. На какое-то время я ушла из спорта вообще. Потом мне позвонил бывший тренер по армспорту, спросил, чем занимаюсь. Я сказала, что хочу заняться паралимпийским видом спорта. Тренер ответил, что есть секция гребли, а гребля в Рио дебютирует в программе Паралимпиады. Познакомил меня с тренером по гребле Саматом Борисовичем Таканаевым. Я попробовала, и с первой тренировки меня затянуло.

Одно из преимуществ гребли – ты все время на свежем воздухе, вода. Но это когда хорошая погода, солнышко. Вообще, приходится тренироваться в любую погоду – дождь, ветер. Тренируемся до ноября-декабря. Начинаем в первых числах марта, выходим на воду, когда еще холодно.

По словам Александры, семья уже привыкла к ее круглогодичному отсутствию, но родные по-прежнему очень переживают.

- Родители расстраиваются, что я редко приезжаю. Но они понимают, что пока есть силы, пока возраст позволяет, я должна чего-то добиваться, не сидеть просто дома. Они рады, конечно, за меня, но, с другой стороны, переживают. Все-таки вид спорта на воде и всякое бывает.

Например, разок я перевернулась на воде, впечатления не очень приятные. Тренер, конечно, всегда близко, на "моторке" идет. Но на соревнованиях мы привязываемся ремнями к лодке. Если перевернешься, надо быстро найти ремни, отстегнуться, а тут еще холодная вода. Когда такое происходит, шок охватывает, растерянность.

Условий для гребли в Шатуре нет

- У нас в Шатуре паралимпизм не развит. Да и гребли как таковой нет, - признается Александра, рассказывая об условиях для тренировок в родном городе. - В Шатуре у нас только обычная секция. Условий для гребли в моем городе нет, просто озеро рядом. У меня нет там возможности переодеться, раздевалка не приспособлена. Мне приходится делать это или в машине, или уже домой ехать переодеваться.

Что касается технического обеспечения – оборудование, лодка – нам помогает и министерство спорта, и федерация гребли, паралимпийский комитет, за что им большое спасибо. Все выделяется, проблем с этим нет, как и с централизованной подготовкой в сборной. Сборы проходят и в Крылатском, зимой тренируемся в Абхазии. Правда, там постоянно холодный горный ветер, тяжело приходится. Но что не убивает, делает нас сильнее. Когда холодно, вода ледяная, думаешь, если тут выдержим, то на соревнованиях уж точно справимся.

Гребля стала для Александры смыслом жизни. По ее словам, продержаться в отпуске без занятий спортом удается только неделю.

- После сезона думаешь, что вот сейчас наконец отдохну. Отпуск между сезонами у нас где-то месяц. Проходит неделя и все, на большее меня уже не хватает. Начинаю постепенно вливаться, тренажерные залы. Без гребли тяжело себя представить. Да и времени особо нет ни на что. Утром тренировка, обед, отдых, вторая тренировка – так и день прошел. На книжку, на кино время находится в выходной. С друзьями встретиться, к родителям съездить. Но гребля – это уже мой смысл жизни. Это ритм, не хочется расслаблять себя. Если много отдохнешь, то потом тяжело будет собраться.

"Умирала, но выиграла тестовый турнир в Рио"

Год назад Александра побывала в Рио-де-Жанейро, где выиграла тестовые соревнования, опередив извечную соперницу из Германии.

- У меня вообще тяжело проходила акклиматизация, первые два дня в Рио я умирала. Давление было высокое, головные боли. Я даже на тренировки не ходила. Мне не было ни до чего, но я выиграла эти соревнования.

- Получается, можете и без тренировок побеждать?

- Ну не знаю, - улыбнулась Александра. - Я очень радовалась, что победила немку. Она же чемпионка мира, постоянно меня побеждает. А там, в Рио, она сама была в шоке. Я думаю, и в других видах иностранцы побаивались российских паралимпийцев. Я была готова и на самой Паралимпиаде показать хороший результат. Не знаю, как на победу, но попасть в призы должна была 100%. Я рассчитывала на призовое место.

При этом условия в Рио, в которых гребцам приходилось соревноваться, оставляли желать лучшего.

- Травы очень много, грязная вода в гребном канале, - отметила Александра. - Но все мы выходим на старт в равных условиях. Сам город тоже успели немного увидеть. На пляже Копакабана побывали, океан увидели. Хотя бы что-то в памяти останется. Мы-то рассчитывали, что еще раз увидим Рио.

"Мы стали заложниками политических разборок"

Об отстранении россиян от Паралимпиады в Рио Александра узнала из новостей по телевизору.

- Я была дома в это время, мы отдыхали после сборов. Это был шок. Не верилось и до сих пор не укладывается в голове. Позвонил главный тренер, успокоил, сказал, что надежда есть, чтобы не бросали тренироваться и не опускали руки. Мы надеялись на положительный результат, но мы бессильны в данной ситуации. После того как я начала заниматься греблей, я жила только этой целью – попасть на Игры в Рио. Для любого спортсмена это цель номер один. Это праздник спорта, которого нас лишили.

Я не знаю, чем мог руководствоваться глава IPC Крэйвен, я не могу найти логики в этом. Это странно, как минимум. Я могу сказать точно за себя, за наших ребят из гребли – я уверена в нас, что мы "чисты". И просто так взять за компанию и отстранить всех…

Я не политик, я спортсмен. Наверное, мы стали заложниками политических разборок. Это не по-спортивному. К спорту такое решение имеет мало отношения. Даже если у кого-то, у двух-трех человек и были какие-то нарушения, то зачем 260 человек из-за этого наказывать?

Я слабо себе представляю, как вообще могли быть какие-то подмены проб, на которых основан доклад Макларена. У меня это не укладывается в голове. Такие обвинения – это несерьезно. Мы неоднократно проходим допинг-контроль. И на сборах сдаем, и перед соревнованиями. Мы никогда не прятались. В любое время пусть приезжают и проверяют нас. Нам скрывать и бояться нечего.

"Соперники из других стран не поддержали нас"

Говорить о потерянной мечте Александре нелегко, но она продолжает рассказывать о произошедшем.

- Я никогда не встречалась с Крэйвеном, не общалась с ним. Не знаю, что сказать ему лично. Я могу одно сказать – это несправедливо, это не по-спортивному. Из-за нескольких человек не должна страдать вся команда. В паралимпийский спорт приходят люди разных возрастов. Это необязательно люди 20-30 лет, может быть и больше. Для некоторых спортсменов эти Игры могли быть первыми и последними. С нашими болезнями мы не можем быть уверенными, что нас хватит еще на четыре года.

Я бы пожелала скорее разобраться в этой ситуации. Логично было бы поступить так же, как и МОК. Разобраться с каждым спортсменом отдельно, проверить пробы. Проверяйте нас, как хотите, но должно быть адекватное справедливое решение.

- Коллеги из других стран выражали вам поддержку после отстранения?

- Никто. Я не думаю, что они сильно расстроились по этому поводу, что уж кривить душой. Место освободилось, лицензия моя ушла кому-то. Освободилось призовое место – почему они должны расстраиваться?

По словам Александры, не сломаться морально помогает всесторонняя поддержка, в том числе и совершенно незнакомых земляков из Шатуры.

- Очень приятно, что за меня переживали и переживают в моем городе. И сейчас пишут, спрашивают, как я. Просто незнакомые люди сочувствуют, это приятно. Эта поддержка помогает не опускать руки. Ты понимаешь, что людям не все равно, что это интересно. Что не просто так пропускают мимо ушей в новостях, а находят нас, выражают поддержку.

- Уже задумываетесь о следующей Паралимпиаде?

- Теперь главное, чтобы нас вообще допустили до международных соревнований. Я не представляю, как быть, если и в следующем году мы не сможем выступать на международной арене. Ничего, отдохнем немного и начнем заново.

Источник: Р-спорт.

Видео

Смотреть все видео

Календарь мероприятий

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1
2
3
4
5
6
Дата : Воскресенье, 6 октября 2019 г.
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
21
22
28
29
30

International News

Интервью

КаноэСпорт - Ведущий интернет-портал по гребным видам спорта.
Главный редактор — Сергей Медведев. Более подробная информация представлена в разделе Контакты.
Интернет-портал ведется с 2008 года. "КаноэСпорт", 2008 - 2024.