На рассвете есть час, когда поверхность воды на озере абсолютно неподвижна. Разрезать зеркало носом лодки – вот оно, удовольствие! Если не грести и окинуть взглядом картину, то вы сделаете пару интересных открытий.
Настало время поисков пропорций.
Ле Корбюзье
Симметрия на водной глади, необыкновенно приятная глазу, кажется по-настоящему поэтичной тем, кто ценит такой взгляд на вещи. Природа представляет нашему вниманию бесконечное множество образцов визуальной гармонии и удивительных орнаментов, и тот, кто гребет в лодке – если будет чуть внимательнее – легко найдет их сам!
Как найти гармонию?
«Прокатитесь на каноэ по долине на ледяном озере, и это станет вершиной вашего опыта: ошеломляющая геометрия природного мира, который эхом отвечает вашей лодке. Это напоминание о невероятной разнице между людьми и природой, а также довод в пользу самоходных путешественников и их единомышленников», – пишет Джеймс Раффан, оратор, путешественник и гребец на каноэ.
Фото: Steve Ruskay и Дмитрий Потехин (Фотографии взяты из открытых источников.)
«Нас всех привлекает симметрия. Ученые, изучающие такие вещи, постоянно доказывают важность симметрии для людей, которые из раза в раз отмечают ее, оценивая красоту объектов.
Более того, самая известная иллюстрация Леонардо да Винчи – «Витрувианский человек» – явно свидетельствует о том, что божественное указание на структуру планеты Земля заключено в симметрии и пропорциях человеческого тела. Мы пытались воссоздать красоту во множестве придуманных нами же дизайнах: от Парфенона до струнных музыкальных инструментов и наших собственных каноэ.
Симметрия лодок показательна и привлекательна. Кроме того, что лодка – это транспортное средство, которое позволяет нам достичь диких мест, байдарки и каноэ, с их симметрией, отраженной в воде, приглашают нас подумать о гармонии и красоте. Так мы получаем шанс узнать о простых истинах – в форме дерева, воды и неба…», – пишет Джеймс Раффан в своей статье для журнала о гребле на байдарках и каноэ.
Человек
Рисунок Леонардо да Винчи, который упомянут в статье Джеймса, иногда называют «каноном пропорций человеческого тела». В 1492 году, прожив полвека, величайший гений создал иллюстрацию к одной из книг, и она служит для определения гармоничного сложения мужчины.
ступня составляет 4 ладони;
длина ушей 1/3 длины лица;
пупок является центром окружности;
размах человеческих рук равен высоте человека;
высота человека составляет 24 ладони (или 4 локтя);
максимум ширины плеч составляет 1/4 высоты человека;
расстояние от локтя до кончика руки составляет 1/4 высоты человека;
расстояние от линии волос до подбородка составляет 1/10 высоты человека;
длина от кончика самого длинного до самого низкого основания из четырёх пальцев равна ладони.
Рисунок и пояснения к нему являются одновременно научным трудом и произведением искусства. Он часто используется, как символ внутренней симметрии человека и Вселенной в целом. В 2011 году ирландский аэрохудожник Джон Квигли воссоздал на гигантской дрейфующей льдине Северного ледовитого океана копию «Витрувианского человека», чтобы привлечь внимание общества к проблемам экологического равновесия.
Антропометрические меры содержали в себе замечательные пропорции, благодаря которым древние мастера создали известнейшие памятники архитектуры. Основываясь на методике да Винчи и правилах «золотого сечения» архитектор Корбюзье разработал систему пропорций – Модулор. Автор описал ее как «набор гармонических пропорций, соразмерных масштабам человека, универсально применимых к архитектуре и механике».
Альберт Эйнштейн отзывался о структуре так: «Модулор – это гамма пропорций, которая делает плохое трудным, а хорошее – легким».
Модулор содержал некоторые ошибки в расчетах, и, тем не менее, повлиял на архитектуру ХХ века. Зодчие уже давно пытаются примирить непримиримое: красоту и стандарт! Поиск идеальных или универсальных пропорций не прекращается и когда-нибудь приведет к разгадке.
Числа на шкале Модулор – это действительные размеры, соответствующие определенным положениям тела человека. Рисунок Корбюзье.
Лодка
Симметричная форма любой лодки, будь то байдарка, каноэ, пирога или катамаран, обусловлена задачей, которую они решают – передвижение по воде. Люди стараются сделать корпус максимально обтекаемым, чтобы добиться минимального сопротивления формы и наилучшей гидродинамики.
Плавающие аппараты на чертежах и рисунках Леонардо да Винчи часто перенимали технические идеи и формы летающих, а те, в свою очередь, были похожи на птиц. Туловище птицы удлиненное и широкое в поперечном сечении, поэтому она быстро плывет и сохраняет равновесие на волнах даже при сильной качке.
Многолетние наблюдения Леонардо да Винчи за полетом птиц и строением их крыльев позволили ему обосновать принцип аэродинамического управления. Леонардо принадлежит ряд замечательных конструктивных идей. Например, создание фюзеляжа (корпуса летательного аппарата) в форме лодки.
Забавная особенность лодки:
если провести воображаемую биссектрису от носа до кормы и еще одну такую же линию – поперек через середину,
то четверти слева по ощущениям отличаются от тех, что справа.
Вы замечали?
На фото: Пизанская иллюзия. Картинки одинаковые, поэтому мозг воспринимает их как единое целое, и кажется, что башня справа ближе к падению, чем башня справа. Но это вам только так кажется!
***
Если продолжать сравнение лодок с самолетами и птицами, вспоминается наблюдение за цепочкой или косяком птиц при дальнем перелете. Птицам известны законы динамики и явление резонанса. Сильная особь летит впереди, вспарывая воздух, как нос лодки – поверхность воды. Остальные птицы передвигаются легко, так как летят за вожаком косяком, то есть в пределах угла, заданного обтекаемой формой его тела. Птицы инстинктивно угадывают минимум сопротивления и потому всегда находятся в верном положении относительно друг друга.
Расположение цепочкой объясняется другой важной причиной: взмахи крыльев ведущих птиц создают воздушную волну, которая переносит энергию. Более слабые особи сзади работают крыльями в резонанс, меньше устают и не отстают. Синусоида является подтверждением идеи.
Любопытный факт! Для точного поддержания баланса и аэродинамических свойств орел, потеряв перо из одного крыла, теряет такое же перо из другого крыла. У гребцов есть похожие хитрости?
Симметрия
«Симметрия является той идеей, посредством которой человек на протяжении веков пытался постичь и создать порядок, красоту и совершенство». Г. Вейль.
Симметрия господствует на планете благодаря силе тяготения. Более того, так как эта сила действует повсеместно во Вселенной, ожидаемые нами космические пришельцы должны, по идее, оказаться симметричными, а не чудовищными.
Нас окружают вертикальные оси и плоскости симметрии, они привычны и потому воспринимаются нами охотно – так надо. Единственный пример горизонтальной симметрии в природе – это зеркальное отражение в воде. На водную гладь можно смотреть бесконечно, в этом смысле ей, вместе с огнем и трудом человека равных нет, если верить известной поговорке.
Симметрия воспринимается человеком, как проявление закономерности и порядка, а восприятие гармонии всегда бодрит и доставляет удовольствие. Любуйтесь на воду, дышите воздухом, занимайтесь греблей и делайте открытия – каждый день.
Оксана Ланс – специально для КаноэСпорт, по мотивам статьи Джеймса Раффана «Tumblehome: Symmetry and you».
Фото: Scott Schuldt
"Peace does not mean to be in a place where there is no noise, trouble, or hard work. It means to be in the midst of those things and still be calm in your heart." ~ unknown.
Комментарии
Спасибо Оксане, ждем новых статей!!!