ruenfrit
Войти Регистрация

Login to your account

Username *
Password *
Remember Me

Предлагаем вашему вниманию главу из «Настольной книги по гребле на байдарках и каноэ», написанной в 2002 году тренерами Британского Союза Каноэ. Полезное чтение – только на КаноэСпорт.

Предисловие

Однажды вечером я сидел на берегу канала и наблюдал за тренировкой четырех гребцов. Вскоре я заметил неподалеку мужчину, который тоже внимательно следил за ними. Каждые три-четыре круга гребцы приближались к нему и обменивались парой фраз. Я уловил короткие, странные команды: «еще раз», «думай», «ровнее». Иногда мужчина просто улыбался, но, казалось, спортсмены понимали его и без слов. Один из гребцов отставал от остальных и, наконец, преодолев дистанцию, со вздохом махнул рукой: «Я знаю», а затем пошел на следующий круг.

Я подумал тогда, что на таком занятии мало чему научишься, и ушел, потеряв интерес. Только спустя несколько лет я осознал, что стал свидетелем эффективной и грамотной тренировки. Ученики были вовлечены в процесс, обратная связь была для них предельно понятной и в то же время лаконичной. Тренер выбрал для наблюдения идеальную позицию и видел все, как на ладони. Отстающий гребец замечал свои ошибки без подсказок и быстро превращался в самостоятельного ученика.

Будь я тогда внимательнее, извлек бы ценный урок.

Тренер и ученик – это одно и то же

Смею предположить, что процесс обучения и процесс наставничества – это одно и то же. Чтобы быть хорошим тренером, надо быть хорошим учеником. Нужно знать, как вообще люди учатся чему-либо, и использовать эти знания с пользой. Тогда ваши подопечные будут совершенствоваться быстро и с удовольствием.

По сути, тренер учит гребцов быть эффективными учениками. Наша главная задача – сделать так, чтобы время, проведенное на воде или в зале, не прошло впустую. То есть, должны быть достигнуты цели, поставленные для конкретной тренировки.

Мой коллега во время первых тренировок с новичками всегда преследует очень простую цель: заинтересовать их настолько, чтобы никто не пропускал занятия в течение недели. «Только после этого, – говорит он, – можно считать, что у нас есть гребцы, и пора начать обучение».

Фактор «что, если?»

Если мы понаблюдаем за работой трех разных тренеров, то, скорее всего, обнаружим много общего. Они могут использовать одинаковые методы и давать ученикам похожие задания. Однако есть нюанс, который отличает тренеров-экспертов от всех остальных. Это набор опций, которыми они пользуются во время занятий – так называемый фактор «что, если?»

Фактор «что, если?» – это смесь опыта и размышлений, которая помогает тренеру решить:

1. почему одна методика лучше другой, и когда пора заменить упражнения;

2. почему гребец реагирует на ту или иную методику именно так, а не иначе.

Фото: байдарочница K-1 Натали Гриффис и ее тренер Элисон Деррик (слева), сингапурский каноист Тан Чин Чуен и его тренер Ванг Чао (справа).

Знания тренера похожи на ящик с инструментами. Мы можем использовать лишь те инструменты, которые есть в нашем ящике. Но так как все ученики и ситуации разные, то нам требуется как можно больше инструментов. Выбрать нужный – вот в чем заключается умение тренера, так как правильный выбор обеспечивает скорейший результат. Иногда до ученика невозможно достучаться с помощью молотка, потому что нужна точность скальпеля. Чем больше в вашем ящике инструментов (то есть знаний), тем большему количеству спортсменов вы сможете помочь.

Арсенал тренера

В арсенале тренера есть четыре вида знаний:

1. Технические знания;

Знания о том, чему учить гребца, то есть, говоря предельно просто, «знания о гребке».

2. Процедурные (алгоритмические) знания;

Знания типа «как», то есть представления о методиках, упражнениях и способах, с помощью которых можно улучшить показатели в проблемных областях и решать практические задачи. Тренер может ответить на вопросы: Как это сделать? Как сделать это оптимально? Каковы типовые ошибки?

3. Декларативные (описательные) знания;

Знания типа «что», то есть знания о фактах, об объектах предметной области, их свойствах и отношениях между собой. Тренер может ответить на вопросы: Что происходит? Как это обычно бывает? Почему так?

4. Межличностные знания.

Знание о том, что каждый ученик индивидуален, и способность определить, какая программа и методика подходит для конкретного гребца в определенный момент времени.

Стадии обучения

Практикуясь, ученики проходят три этапа мастерства. Тренер должен безошибочно определять, на каком этапе находится подопечный, чтобы правильно ставить задачи. Правильная задача трудна, но выполнима.

1. Новичок

На этом этапе каждое действие требует осмысления. Новичок двигается рывками и совершает множество ошибок. Он нуждается в демонстрациях, недвусмысленных указаниях, правилах и похвалах.

2. Практикант

Некоторые знания и навыки уже получены, теперь практикант связывает их воедино и старается применять на постоянной основе. Необходимы тренировки при разных условиях, чтобы умения закрепились. Ошибки все еще не редкость, занятия проходят с переменным успехом. Практиканту нужна настойчивость и концентрация.

3. Эксперт

В финальной стадии обучения ученик действует аккуратно и уверенно. Ему уже не нужно постоянно думать о том, что он делает, все происходит автоматически, естественно. Эксперт легко применяет изученное в новых условиях и совершает минимум ошибок.

Мнимый регресс

Ничто не демотивирует ученика сильнее, чем чувство, что прогресса нет. Спортсмены часто определяют свой уровень прогресса, оценивая, что они способны сделать физически. Если они замечают стагнацию, то начинают переживать и думать о регрессе.

На самом деле, зачастую ученику требуется время, чтобы лучше понять технику и более качественно применять ее. В этот период не стоит ожидать резкого улучшения результатов, оно последуют позже. Тренер должен поддержать ученика, сменить тактику и предложить новый подход к решению проблемы. Избавиться от мыслей о регрессе помогут доверительные отношения между тренером и гребцом.

Кого мы учим? Типы учеников

Весьма соблазнительна идея, что ко всем ученикам можно относиться одинаково. Казалось бы, у всех гребцов одни и те же трудности, способности и стремления. Тогда выходит, что один-единственный тренерский подход приведет к нужным результатам независимо от того, кого мы учим и при каких условиях. Так сказать, философия под девизом «один стиль для всех хорош».

На самом деле, наши подопечные абсолютно разные, начиная от физических данных и заканчивая предпочитаемым стилем обучения. Тем не менее, всех их можно разделить на четыре группы в зависимости от способа обработки поступающей информации:

1. Активист (деятель): «Надо скорее попробовать!»

Вы замечали, что некоторые ученики предпочитают сначала сделать, а потом уже подумать о последствиях? Они легки на подъем и полны энтузиазма, нетерпеливы и бросаются в бой, не дожидаясь объяснений тренера. Активисты учатся методом проб и ошибок. Освоив что-нибудь, сразу переходят к новому, так как уже испробованное им быстро надоедает.

2. Мыслитель (наблюдатель): «Сначала я должен это обдумать»

В противовес деятелям, мыслители предпочитают все хорошенько проанализировать. Такие ученики обычно просят показать им пример, внимательно наблюдают и только потом пробуют выполнить то, что от них требуется. Они терпеливы и осторожны, обычно держатся в стороне от коллектива и собирают информацию, изучая все нюансы.

3. Теоретики: «Я хочу понять это»

Эти ученики обожают принципы и абстрактные теории, они обладают логикой и систематическим мышлением. Для них вы будете чертить схемы, отображая углы между лопастью весла и корпусом лодки. Теоретики любят задавать вопросы и самостоятельно делать выводы.

4. Прагматики: «Должен существовать способ получше»

Прагматики всегда готовы к экспериментам, так как им не терпится проверить идеи на практике. Они хотят заниматься делом, а не разговаривать. Они воспринимают проблемы и риск как вызов. Такие ученики нетерпеливы, энергичны и выбирают кратчайшие пути решения проблем. Главное для них – знать, что методика работает и приносит результат.

Тренеру важно помнить, что ни один из этих стилей не является наилучшим. Помогите своим подопечным развиваться в новых для них стилях и выбирайте нужный подход для более эффективного усвоения материала.

Перевод – Оксана Ланс специально для КаноэСпорт.

Комментарии  

Роман
#5 0 Роман 21.11.2015 17:06
Да,статья интересная,но больше для людей которые о гребле только слышали...для такого разносторонне развитого читателя из-за бугра. Причем тут сингапурские и шотландские гребцы с их тренерами? За перевод конечно спс.
Александр
#4 0 Александр 20.11.2015 08:42
Спасибо за ссылку там ещё появляется список похожих книг. так что получился целый список литературы. Да посмотреть можно только до 76 страницы. Вся книга я так понял не о гонках а о каяке туристическом.
Оксана Ланс
#3 0 Оксана Ланс 18.11.2015 18:30
Александр, книга называется "Canoe and Kayak Handbook", она на английском, ни разу не переводилась, насколько я знаю. Фото обложки в начале статьи. Вот ссылка на Гугл.Книги: books.google.ru/books?id=M3dqrSmVwegC&redir_esc=y Но там просмотр только некоторых страниц, а в свободном доступе этой книжки нет.
Александр
#2 +1 Александр 18.11.2015 17:35
Хотелось бы узнать название книг в оригинале. Приятно что есть такие книги. Я по гребле на байдарке на русском языке видел одну единственную брошюру изданную в 80 х годах
Валерий
#1 +1 Валерий 18.11.2015 10:34
очень интересная статья. впрочем как всегда спасибо каноэспорт!!!!

Видео

View all videos

Календарь мероприятий

Ноябрь 17
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3

International News

CanoeSport FaceBook

Интервью

Ольга Федоровна Медведева
Спортивная школа гребли Медведевых

Школа гребли Медведевых

“Люблю свой город! Он замечательный! Неслучайно здесь, где Петр "в Европу прорубил окно", "на брегах Невы", начиналась славная история гребли России. Первые Императорские Яхт клубы... Первые гребные клубы России... Великие имена, заслуженные спортсмены и тренеры... Мы хотим всего лишь продолжить славные традиции!.. Мы будем - и Вы будете - их продолжать вместе с КаноэСпорт!”